Четверг, 25.04.2024, 20:45
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

2 маршрут :: Улица Сумская


Эта так называемая нагорная часть города занимает центральное положение на возвышенности между реками Харьковом и Лопанью, по бокам она окружена живописными склонами: с востока — Журавлевскими, с запада — Клочковскими. У подножия склонов протянулись равнинные пойменные площадки.


Застраивалась нагорная часть поэтапно. В конце XVII века началось освоение участков, расположенных между площадями Конституции и Театральной. В конце XVIII — начале XIX века застройка распространилась до нынешней улицы Иванова, а в конце XIX — начале XX века — до улицы Маяковского. Продольные улицы, расположенные с восточной стороны от Сумской (Чернышевская, Артема, Пушкинская), формировались на протяжении XIX-XX веков. Территория к западу от Сумской (Рымарская и Клочковская улицы) застраивалась с XVII века. Поперечные улицы делят этот район на сравнительно небольшие кварталы.


Исторически сложившаяся планировка в основном сохранена и сегодня. С годами были ликвидированы тупики, замощены дороги и тротуары, посажены вдоль улиц деревья.


В нагорном районе находятся многочисленные административные здания, научно-исследовательские и проектные институты, высшие и средние специальные учебные заведения, театры, кинотеатры и дома культуры, жилые постройки, сады и парки. Облик застройки участков, близких к центру города, в основном определяют дома, архитектура которых отличается характерным для конца XIX — начала ХХ века разнообразием стилевых направлений.


Сумская улица — одна из главных в городе. Она связывает площадь Конституции с площадью Свободы и продолжается до Белгородского шоссе.

Улица возникла одновременно с Харьковской крепостью как дорога на Сумы. Интенсивная застройка улицы началась в первые годы ХІХ века, после прокладки шоссейной дороги между Харьковом и Курском, по которой открылось движение почтово-пассажирских дилижансов на Москву. Одна из живописных иллюстраций этого пути — ранняя картина нашего земляка Г. Семирадского "На почтовой станции".

Улица, как и весь Харьков первой пол. ХІХ века, сохраняла черты сельского уклада ее жителей — строились в основном деревянные и глинобитные дома, крытые соломой. Наверное, это зрелище не было удручающим — живописность быта, вечный восторг чужеземцев перед беленькими хатками Украины запечатлены во многих путевых записках и воспоминаниях. Но положение губернского города обязывало, и когда в 1831 году был составлен "План губернского города Харькова с его окрестностями", дальнейшее строительство на Сумской, как и на других центральных улицах, было упорядочено. Разрешалось строить только каменные дома по так называемым "образцовым" проектам, утвержденным специальным строительным комитетом.


Во второй пол. ХІХ века архитектурный облик улицы изменился в связи с ростом Харькова как крупнейшего финансово-промышленного центра, о чем мы уже упоминали при характеристике зданий на площади Конституции.


На Сумской и в центральной части поднялись многоэтажные дома, респектабельные здания различных фирм, контор, торговых заведений, особняки чиновников, купечества, научной элиты города. Архитектурный облик улицы, отражающий смену стилей на протяжении полутора веков, характерен единым масштабом плотной фронтальной застройки, в которую органично вписались здания, возведенные намного позже.


Западную сторону Сумской улицы открывает массивное здание бывшего Русско-Азиатского

банка (архит. О. Мунц, А. Шпигель, 1910 г.), построенное в стиле модерн по проекту петербургских зодчих. Его фасад украшают две фигуры, выполненные по эскизам скульптора В. Кузнецова. Здание интересно тем, что кроме банка, расположенного на нижних этажах (внутри здания сохранился бывший операционный зал банка с восьмигранными колоннами, облицованными камнем), здесь находились другие организации, не связанные с финансовой деятельностью. Так, на верхних этажах размещались Высшие женские медицинские курсы. Четырехэтажное здание было удачно надстроено на один этаж в 1925–1926 гг. После революции здание принадлежало наркомату финансов, затем медицинскому институту, а с 1956 г. — ВНИИчермет. Сейчас здесь находятся различные учреждения и организации.


(предположительно, архит. Б. Михаловский, конец ХІХ в.) отличается обилием мелких членений и пластичных архитектурных деталей в стиле французского ренессанса ХVI-XVII веков: этажи разделяются тягами, стены обработаны рустом, над карнизом возвышаются окна-люкарны. В нижнем этаже дома находится ресторан "Театральный".


Примером совмещения жилого дома и кинотеатра является здание по Сумской, 5 — бывший доходный дом с некогда фешенебельным кинотеатром "Ампир" (архит. А. Горохов, 1913 г.).


Фасад этого шестиэтажного дома (сооруженного на средства большого любителя кинематографа Харитонова, открывшего в 1907 г. первую в Харькове прокатную контору кинофильмов) украшен большими проемами, четырьмя женскими скульптурами по бокам окон второго этажа.

Особого внимания заслуживает кинотеатр "Ампир" — лучший из 20 кинотеатров, насчитывавшихся в Харькове к 1917 году. После революции он был переименован в "1-й Комсомольский", и это название сохранилось до сегодняшнего дня. Основной зал кинотеатра помещается на первом этаже, находившееся над ним фойе было перестроено в 1954 году во второй зал, тогда же с правой стороны к зданию был пристроен жилой дом завода "Серп и молот".


На противоположной стороне улицы находятся дома № 4 и 6, возведенные в конце ХІХ в. по проектам Б. Покровского в традициях историзма — неоренессанса и необарокко. Дом № 6 позже был капитально реконструирован по проекту Б. Корнеенко, придававшего ему типичные черты стиля модерн.


На угловом участке вместо снесенных домов № 8 и № 10 предполагается возвести новые здания.


Украшением этой части улицы является здание Государственного академического украинского драматического театра им. Т. Шевченко (ул. Сумская, 9). Оно было построено в 1841 году первым городским архитектором Харькова А. Тоном, и тогда считалось одним из лучших театральных зданий провинциальной России. В 1883 г. его капитально перестроил архитектор Б. Михаловский, придав фасаду черты французского ренессанса.


Об истории театра следует рассказать подробнее.

Первые театральные представления, показанные любительской труппой в Харькове, относятся к 1770 году, а постоянный городской драмтеатр был основан в 1812 году. Первым его директором был уже упомянутый нами выдающийся украинский драматург и писатель Г. Квитка-Основьяненко.

Именно он пригласил в Харьков из Курской губернии Михаила Семеновича Щепкина — тогда еще молодого крепостного актера. М. Щепкин проработал в Харькове с перерывами 5 лет (с 1816 по 1821 г.), впоследствии, уже будучи знаменитым, не раз играл в харьковских спектаклях, в последний раз — в 1850 году. В 1860 на спектакль «Бедность не порок» приехал автор пьесы, драматург А. Островский.

В этом здании также выступали корифеи украинского театра Н. Садовский, П. Саксаганский, М. Заньковецкая; в 1900–1910 гг. работал известный украинский драматург, актер и режиссер М. Кропивницкий, живший в загородном имении "Затышок". На гастроли в Харьков из-за рубежа приезжали всемирно известные актеры Сара Бернар (1892 г.), Элеонора Дузе (1891 г.), Э. Росси (1890 г.), дважды побывал здесь знаменитый актер Айра Олдридж, чей характерный облик хорошо известен по портрету, выполненному его другом, Тарасом Шевченко. Гастролировали также московские театры, знаменитая труппа режиссера В. Мейерхольда, киевский театр К. Марджанова.


Харьковские зрители восторгались игрой М. Ермоловой (1893 г.), А. Мартынова, звезд Александринского театра и кумиров петербургской публики М. Савиной и П. Стрепетовой (1892 г.). С 1910 по 1926 год в театре работал выдающийся актер и антрепренер Н. Синельников, ставивший пьесы современного и классического репертуара.


Вокруг театра группировался цвет украинской культуры — поэты и писатели П. Тычина, Ю. Яновский, М. Кулиш, Ю. Смолич, театральные художники-авангардисты В. Меллер, А. Петрицкий и другие выдающиеся деятели искусства, проживавшие тогда в столичном Харькове.

На фасаде здания — мемориальная доска, посвященная замечательному режиссеру-новатору Лесю Курбасу, который основал в 1922 г. украинский драматический театр "Березіль" (в 1922 г. — Киев; с 1926 г. — Харьков) и руководил им до 1933 года. Название театра происходит от древнерусского "березоль", что означает "зеленая береза". Это творческая находка Леся Курбаса.


труппу входили замечательные актеры — А. Бучма, В. Чистякова, Н. Ужвий, И. Гирняк и другие.


Еще одна мемориальная доска посвящена выдающемуся актеру современности, любимцу миллионов кинозрителей — актеру Леониду Быкову, окончившему в Харькове институт искусств и работавшему здесь.

В здании театра в 1920–1930 гг. выступали Владимир Маяковский, Анри Барбюс, Теодор Драйзер, Анна Зегерс.

Сейчас Харьковский государственный академический драматический театр им. Т. Шевченко — один из лучших в Украине, его постановки неизменно пользуются успехом на престижных международных фестивалях и театральных форумах.

Напротив театра — Театральная площадь, которая образовалась на рубеже XVIII и XIX веков на месте бывших земляных оборонительных укреплений. Свое название площадь получила в начале XIX века, когда был открыт городской драматический театр, а в 1876 г. здесь был заложен сквер. Восточный край его выходит на площадь Поэзии, где в 1904 году был открыт первый в Украине памятник А. Пушкину, а через 5 лет на противоположной стороне сквера — памятник Н. Гоголю (они созданы скульптором Б. Эдуардсом).


Монументальное здание Государственного банка в стиле флорентийского ренессанса, занимает ответственное в градостроительном отношении место на углу Театральной площади. Возведенное по проекту петербургского архитектора Р. Голенищева в 1897–1900 гг., первоначально оно имело два этажа.


В 1932 г. здание надстроили по проекту академика архитектуры А. Бекетова и архитектора В. Пети, сохранив общий стилевой характер сооружения. Надстройку производили с помощью впервые примененного метода наращивания стен под крышей, которую поднимали домкратами по мере кладки стен.

Здание, построенное для государственного банка, и сейчас используется по своему функциональному назначению.

В этой части Сумской многоэтажные доходные дома чередуются с невысокими зданиями. В доме № 13, построенном по проекту архитектора А. Бекетова, помещалась типография газеты "Южный край", рядом находится трехэтажный дом № 15, построенный в конце ХІХ в. и обильно украшенный лепниной в стиле французского ренессанса. А за ним — одно из красивейших зданий города — бывший доходный дом страхового общества "Саламандра".


Дом сооружен по конкурсному проекту известного петербургского архитектора Н. Веревкина в 1914–1915 гг. для страхового общества «Саламандра», которое было основано в Петербурге в 1848 году и владело доходными домами в нескольких городах России. Харьковское отделение общества занималось страхованием от пожаров. Символ организации — саламандра (небольшая ящерица, согласно средневековой легенде, обладающая способностью жить в огне), скульптурное изображение которой размещено на угловой части здания.

Фасады отличаются четкой системой членений, совершенством пропорций и пластикой архитектурных украшений, выполненных по античным образцам, т. к. основным требованием заказчика были "спокойные и солидные фасады, без модерна и декаданса". Парадный внутренний двор — курдонер — совпадает по своей оси с расположенным напротив зданием (ул. Сумская, 20). Дом был оснащен прогрессивными для начала XX века видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш.

Вскоре после революции здесь разместили учреждения, подчиненные ВСНХ УССР, и он стал называться Домом трестов. Полторы тысячи служащих работали в этом здании, а затем были переведены в Госпром.

Фасад следующего трехэтажного дома по Сумской, 19 (бывший доходный дом страхового общества "Жизнь" ) оформлен с "набором всевозможных ренессансов" — так насмешливо писали историки искусства об эклектике (т. е. смешении разных стилей и разных эпох) — тут и ренессансные львиные маски, и суровые мужи в шлемах, и кокетливые женские головки.

Напротив этого дома под № 18–20 возвышается здание, построенное для Совета съезда горнопромышленников Юга России (архит. Б. Михаловский, 1902 г.; архит. С. Загоскин, И. Загоскин, 1907 г.). О предназначении дома свидетельствуют овальные скульптурные медальоны с обеих сторон центрального входа с изображением орудий труда горнодобывающей отрасли.


Парадный облик здания, выдержанного в духе французского ренессанса XVI и XVII веков, дополнен скульптурными элементами — картушами, венками. Стилизованные женские фигуры — кариатиды — обрамляют арочные оконные проемы второго этажа.


В 1911 году воздухоплавательный отдел Харьковского отделения Русского технического общества провел в этом здании первую в Украине авиационную выставку, на которой демонстрировались самолеты разных систем, в том числе построенные харьковским авиаконструктором С. Гризодубовым.

С 1936 года здесь находилась Промышленная академия, в послевоенный период — авиационный институт. Сейчас здание занимает Радиотехнический техникум.


Среди ряда домов этого квартала, построенных на рубеже ХІХ и ХХ веков, особо выделяется нетрадиционностью архитектурного решения бывший доходный дом на Сумской, 26, возведенный в стиле модерн по проекту А. Гинзбурга в 1910 году. Из общего фона этот дом выделяют мягкость и пластичность очертаний, применение оригинальных декоративных элементов: овального очертания эркеров и перемычек над группами узких оконных проемов, карнизов, оканчивающихся спиралями волют. Эти же стилистические поиски в различной степени нашли отражение в архитектуре многих других зданий Харькова, построенных в это время на Сумской.


За небольшим домиком № 21, в котором помещается современное кафе "Коники", совсем недавно сменившее любимую харьковчанами "Вареничную" (архит. И. Гинш, конец ХІХ в.), и жилым домом начала ХХ в. с аптекой на углу удобнее свернуть налево, чтобы, вернувшись к площади Конституции, посмотреть параллельные Сумской ул. Рымарскую, а затем ул. Гоголя, тоже представляющие определенный интерес.

С западной стороны Сумской улицы располагается территория городского сада им. Т. Шевченко. Отсюда начинается следующий квартал Сумской, коренным образом отличающийся от предшествующих.

На южной оконечности квартала (ул. Сумская, 25–27) расположено здание Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко. Оно было построено в 1970–1990 гг. в духе постмодернизма по проекту киевских архитекторов. Театр, в котором имеются залы на 1500 и 400 мест, многочисленные помещения различного функционального назначения, поражает своим масштабом. Вход в кассовый зал украшает декоративная композиция "Музыка Н. Лысенко" (скульптор С. Ястребов). Сегодня в Малом зале ХАТОБа работает один из лучших кинотеатров города — "Кінопалац".


Интересна история харьковской оперы.


До середины 70-х годов ХІХ века в городе не было стационарного оперного театра, харьковчане могли слушать только заезжих певцов-гастролеров, также около 40 представлений дала в Харькове оперная труппа Ф. Бергера из Киева, большим успехом пользовались "Жизнь за царя" М. Глинки и "Вольный стрелок" К. Вебера.


Впоследствии на средства одного из почитателей оперного искусства, харьковчанина В. Пащенко, было построено первое деревянное здание оперы с правом эксплуатации на 6 лет.

В дальнейшем (с 1884 по 1989 г.) деятельность оперного театра проходила в здании Коммерческого клуба, который использовался с 1925 г. как стационарный оперный театр.

На рубеже ХIХ и ХХ веков популярности этого жанра способствовало Харьковское отделение Российского музыкального общества, созданное по инициативе дирижера и педагога И. Слатина в 1871 г.


После революции театр был преобразован в Государственную украинскую оперу. Среди оперных звезд, выступавших в Харькове, были А. Нежданова и Л. Собинов. Здесь начинали свой творческий путь знаменитый певец Б. Гмыря, 100-летие со дня рождения которого широко отмечала в 2003 г. мировая общественность, а также М. Рейзен, И. Козловский, И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут.


В балетной труппе работали хореограф К. Голейзовский, танцовщик А. Мессерер. Яркой, декоративной, оригинальной была сценография художника А. Петрицкого.

С восточной стороны улицы, напротив ХАТОБа, находится сквер Победы.

В ХVIII в. здесь было старое кладбище с Крестовоздвиженской (Мироносицкой) церковью.

Когда в 30-е годы ХХ века церковь снесли, тут было начато, а затем прекращено строительство Театра массового музыкального действа с залом на 4000 мест, на фундаменте которого возвели жилой дом, рядом располагалось троллейбусное депо. После войны здесь был заложен сквер, а в 1947 году сооружен фонтан с беседкой "Зеркальная струя" (архит. В. Корж), ставший одной из знаковых достопримечательностей города.


На противоположной стороне Сумской к оперному театру примыкает Городской сад им. Т. Шевченко (1804–1805 гг.) — старейший среди скверов и парков города.


Во время основания Харькова это была густая природная дубрава, прикрывающая с севера подступы к харьковской крепости. Сад заложен по инициативе основателя Харьковского университета В. Каразина на месте этого леса.

Располагается сад на двух террасах — верхней, примыкающей к Сумской улице, где разбит так называемый английский ландшафтный парк, и нижней, примыкающей к Клочковской, где разместился старый Ботанический сад, заложенный одновременно с основанием университета. Тут сохранились отдельные реликтовые дубы многовекового возраста.

Формирование сада с коллекцией растений из разных уголков мира происходило в течение многих лет. При участии известных профессоров университета Н. Бекетова, В. Арнольди, В. Чернаева были акклиматизированы сотни видов растений, сейчас в саду их насчитывается около трехсот (новый Ботанический сад занимает 70 гектаров Саржиного яра в районе Павлового Поля, в нем представлено около 900 видов растений).

В 1808 году на территории сада была организована астрономическая обсерватория, действующая и поныне.

К 100-летию основания университета у главного входа в сад был установлен памятник В. Каразину (скульптор Андреолетти (Пагирев), архит. А. Бекетов; 1905 г.), который ныне расположен у современного здания университета, а на его месте 24 марта 1935 года в саду был открыт памятник великому украинскому поэту и художнику Т. Шевченко — лучший из более чем 250 памятников Великому Кобзарю, существующих в мире. Авторы памятника — скульптор М. Манизер и архитектор И. Лангбард — создали это произведение искусства всего за один год.


Центральная часть памятника — трехгранный одиннадцатиметровый пилон из темно-серого лабрадорита, на котором установлена бронзовая фигура поэта (ее высота 5,5 метра). Вокруг постамента по спирали расположены 16 скульптур, символизирующих борьбу украинского народа за социальное и национальное освобождение. При их создании скульптору позировали замечательные актеры театра «Березіль» Н. Ужвий, А. Бучма, А. Сердюк, И. Марьяненко. Готовые фигуры общим весом 33 тонны были отлиты из бронзы в Ленинграде.


После установки монумента была проведена реконструкция сада (архит. В. Колесников и П. Ширшов) на основе трехлучевой композиции аллей, в центре которой и находится памятник, позже появились новые аллеи, площадки, фонтан.


Юго-западный луч, который когда-то служил главной аллеей Университетского сада, подводил к водному каскаду, сооруженному к 300-летию Харькова (архит. А. Маяк). Средний, западный луч завершается светомузыкальным фонтаном, за которым находятся здание киноконцертного зала "Украина" (Анонс концертов) и вход в Харьковский зоопарк — один из старейших и лучших в Украине.


У северо-западного луча, приводящего к круглой части площади Свободы, расположен участок астрономической обсерватории, а со стороны ул. Клочковской — старый университетский ботанический сад, упомянутый выше.

Во время Великой Отечественной войны сад очень пострадал. Из хроники времен оккупации известно, что памятник Т. Шевченко был обложен мешками с песком, что уберегло его от разрушений во время бомбежек. В августе 1943 г., вскоре после освобождения Харькова, при участии командующего Степным фронтом И. Конева, поэтов М. Рыльского, П. Тычины, М. Бажана, режиссера А. Довженко, чья молодость была связана с Харьковом, артистов И. Паторжинского, И. Козловского, К. Шульженко и др. здесь состоялся праздничный митинг.

После войны были проведены работы по восстановлению и дальнейшей реконструкции сада, который, постоянно благоустраиваясь и обновляясь, остается одним из любимейших мест отдыха харьковчан


На углу площади Свободы и сада им. Т. Шевченко находится Дворец детского и юношеского творчества (ул. Сумская, 37), разместившийся в здании бывшего ветеринарного училища, построенного в 1855 г. по проекту архитектора М. Львова.


Ветеринарное училище (с 1873 года — институт) — второе по времени возникновения высшее учебное заведение Харькова. Во дворе здания, возведенного в строгих формах позднего классицизма, находились флигели клиники для животных и хозяйственные помещения.

В 1860–1862 гг. здесь работал выдающийся микробиолог И. Мечников. Коллектив института, бактериологическая лаборатория вели огромную практическую работу, борясь с эпидемиями чумы, сибирской язвы и другими болезнями. После объединения ветеринарного института с зоотехническим, находящимся в Малой Даниловке, здание передали Центральному Дворцу пионеров и школьников им. П. Постышева (ныне — Областной Дворец детского и юношеского творчества).

Напротив памятника Т. Шевченко по восточной стороне Сумской в бывшем здании Госстраха находится Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры (архит. А. Молокин и Г. Иконников, 1927).

В ряду зданий, расположенных по восточной стороне улицы, привлекает внимание бывший доходный дом (ул. Сумская, 44, архит. Ю. Цауне, 1912 г.). Архитектор смог соединить в нем элементы классицизма и модерна, достигнув соразмерности частей и умелой прорисовки деталей. Дом завершает плоская крыша-терраса, на парапете которой установлены четыре женские статуи, над ризалитом помещены декоративные вазы в форме капителей. Подобное сочетание разностилевых элементов, составляющее тем не менее целостный образ, очень часто встречается в архитектуре зданий начала ХХ в.

Продолжая маршрут по Сумской, можно осмотреть целый ряд интересных зданий (ул. Сумская, 55, 61, 80, 82, 88, 108, 116), дойдя до Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, заложенного в 1894 г. учащимися и студентами Харькова по типу Булонского леса в Париже как загородный парк. В парках такого типа сочетаются регулярный французский и ландшафтный английский приемы композиции. Достопримечательности парка — детская Малая Южная железная дорога протяженностью 3,6 км и прогулочная канатная дорога протяженностью 1,4 км.


Улица Сумская ведет к Лесопарку, где расположены Мемориальный комплекс, посвященный героям Великой Отечественной войны и открытый в 2000 г. Мемориал жертв тоталитарного режима. Затем улица переходит в Белгородское шоссе.


За чертой города, в научном городке Пятихатки, находится знаменитое научно-исследовательское учреждение — гордость Харькова — Национальный научный центр "ХФТИ". Институт был организован в 1928 году по инициативе академика А. Иоффе. Именно в нем выдающимися учеными К. Синельниковым, А. Вальтером, А. Лейпунским, Г. Латышевым впервые в СССР было расщеплено ядро атома. С институтом связаны имена выдающихся физиков мирового уровня: Л. Ландау (лауреата Нобелевской премии), И. Курчатова. Институт посещали всемирно известные физики-теоретики: Бор, Паули, Ван-де-Грааф, Дирак. И сегодня школа теоретической физики Харькова является одной из сильнейших в мире.






Это интересно
работа

бесплатные знакомства

телепрограмма

новости

рецепты

погода

видео приколы

поздравления с днем рождения

спорт

фото девушек

Меню сайта
Реклама
Помощь сайту
Гороскоп 2011
Друзья сайта
О-ucoze.ru портал для веб-мастеров

Черные списки Харькова
Муж на час.Харьков
Форма входа
Поиск
Погода
Архив записей
Баннерообмен
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте:




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Besucherzahler russian women for marriage
счетчик посещений